О том, как создается музыка к спектаклям, рассказал звукорежиссер театра ВВО
Накануне юбилея Андрей Высоцкий поделился творческими «фишками».10 ноября 2022. Накануне юбилея Андрей Высоцкий поделился творческими «фишками».
Сегодня, 10 ноября, празднует 60-летие «человек-оркестр», композитор и аранжировщик, звукорежиссер Андрей Высоцкий. Уроженец Урала, 16 лет тому назад он нашел свое призвание в уссурийском драматическом театре ВВО. С тех пор, что только ему не приходилось создавать – от записи шумов и звуков до аранжировки оркестра, но в том, что он нашел свое призвание, звукорежиссер уверен. Накануне юбилея Андрей Геннадьевич встретился с журналистами и поделился творческими «фишками».
– С чего началось Ваше увлечение музыкой?
– Музыку я слушаю, сколько себя помню, наверное, года три - четыре мне было, у родителей была гора пластинок на 78 оборотов и я их слушал. Потом меня заинтересовала работа барабанщика и я стал барабанщиком, участвовал с ансамблем в художественной самодеятельности в местном клубе у меня на родине на Урале. Потом конечно освоил и гитару, но первым инструментом был барабан.
– Почему пришли в театр?
– Театр мне всегда нравился, когда я жил на Урале, у меня были друзья, которые пели в Свердловском театре музыкальной комедии, и я на правах друга приходил к ним на спектакли. Очень интересно было, особенно то, что двух одинаковых спектаклей не бывает, даже если одни и те же артисты играют – сегодня это такой спектакль, завтра совершенно другой.
В Приморье я учился с девушкой, которая устроилась на работу в Управление культуры администрации г. Уссурийска, ей нужен был надежный звукооператор, и она позвала меня. Уже работая звукооператором, я подрабатывал и познакомился с артистом Александром Медведевым, он и направил меня на путь истинный: «Что ты ерундой занимаешься? Давай иди в театр, это твое». И я пришел в театр, решился. Теперь понял, что это действительно мое. В театре простор для творчества.
– В чем заключается суть работы звукорежиссера?
– Работа звукорежиссера заключается в том, чтобы помогать, потому что тот или иной акцент, фоновая музыка, песня должны помогать раскрыть образ того или иного персонажа. Помочь зрителю понять то, что хотел сказать режиссер, вот главная суть работы.
– Откуда берется музыка, звуки, откуда все рождается?
– Когда я пришел работать в театр, 16 лет назад, тогда с Интернетом было не так, как сейчас, я приобрел девять DVD-дисков с разными шумами, были там и смех, крик, плач человека, различные возгласы, звуки животных, природы, работы инструментов и т.д. Когда нужно что-то особенное, сам записываю. Например, к спектаклю «Последний герой» нужно было бряканье ведра, как будто кто-то за стеной зацепился за ведро и оно покатилось. Старался, сам ведро катал.
Раньше были интересные книги, в которых рассказывалось, как делали шумы в кино. Я в детстве увлекался, у меня был пленочный магнитофон, на него и пробовал записывать. Допустим, скрип снега – нужно помять мешочек с крахмалом в руках или покрутить веник.
В театре раньше целая бригада была, за кулисами работали несколько человек, которые создавали шумы. Было много «фишек». Например, гром – это лист железа висел, а по нему били колотушкой.
– Когда написали первую музыку?
– Свою первую музыку я написал в Приморье в 1996 году, ходил-мурлыкал, а тут как раз приобрели синтезатор, с функцией авто аккомпанемента и у меня к моему собственному удивлению получилась музыка. Слова были написаны ранее, на Урале, в ночь с 7 на 8 ноября, когда на улице шел дождь, за 15 минут я записал стихотворение.
– Вы создаете музыку к спектаклям?
– Первая работа в театре, как композитора – это был спектакль «Умница мартышка». Как композитор написал музыку к сказке «Кот в сапогах», которая сейчас идет на сцене театра. Делал аранжировку к спектаклям «Легенда о Тиле», «Жар-птица». Когда репетировали спектакли «Как Настенька чуть Кикиморой не стала», «Новогодний поросенок» весь театр ходил, пел мои песни.
– Откуда черпаете вдохновение?
– Играю сам, наигрываю. Начинаешь представлять, как бы та или иная группа, например «Smokie», эту песню спели. Мне очень нравятся каверы (от англ. cover – покрывать, дословно кавер-версия - новая версия известной композиции, покрывающая оригинальное исполнение, прим.ред.) на различные известные песни, которые популярны в народе. Очень интересно, когда та же самая песня, а звучит по-другому, перегармонизована, в другом стиле или в другом темпе сыграна.
– Современные технологии помогают в работе?
– С современными технологиями я – «человек-оркестр», все что захотите, – улыбается. Даже целый оркестр аранжировал, награда имеется (в номинации «Лучшее музыкальное оформление спектакля» по итогам приморской краевой театральной премии «Серебряный медальон» им. народного артиста А.А.Присяжнюка за работу над спектаклем «Орфей и Эвридика», прим.ред.). Сейчас звуки электрические, они настолько «вкусные», я просто «балдею».
А кстати, музыка как рождается? Иногда просто садишься за синтезатор, бывает, один даже звук включишь, а к нему сразу раз, раз появляются идеи, идеи, идеи… Так и получаются музыкальные произведения.