На сцене драматического театра ВВО премьера спектакля 'Дамы и гусары'
Уже в эти выходные, 9 апреля в 18-00 и 10 апреля в 16-00, спектакль представят зрителям.6 апреля 2022. Уже в эти выходные, 9 апреля в 18−00 и 10 апреля в 16−00, спектакль представят зрителям.
Не успели отгреметь фанфары, в честь Международного дня театра, как на сцене драматического театра ВВО очередная яркая премьера. Спектакль «Дамы и гусары», который увидят зрители уже в эти выходные, 9 апреля в 18−00 и 10 апреля в 16−00 — это водевиль, в котором мир человеческих страстей, наклонностей и пороков раскрывается посредством тонкого и забавного юмора, а изящное пародирование сочетается с лиризмом. Режиссер-постановщик спектакля — директор драматического театра ВВО, заслуженный работник культуры Российской Федерации, Николай Столбоушкин, задумывал поставить этот спектакль давно. О том, почему пьеса, написанная польским комедиографом и поэтом Александром Фредро в 1825 году, и, идущая на сцене уже 197 лет, актуальна и сегодня, рассказали в пресс-службе драматического театра Восточного военного округа.
Пьеса «Дамы и гусары» была написана польским комедиографом и поэтом Александром Фредро в 1825 году и впервые опубликована в 1826 году в Вене. Действие самой пьесы происходит в период между наполеоновскими кампаниями 1809 и 1812 годов. О творчестве Александра Фредро, можно сказать, что оно развивалось между двух, существовавших в то время в польской литературе, течений — романтизмом и позитивизмом.
— Меня в этой комедии захватили главные персонажи — гусары, люди, всем духом и телом, преданные своему долгу — служению военному делу, и со своими ложными представлениями о роли и значении прекрасной половины человечества, — отмечает режиссер-постановщик спектакля Николай Столбоушкин. Да и главные женские персонажи пьесы — дамы, сильно отличаются от салонных представительниц женского общества. Уж эти своего добьются, если надо, пойдут на любые ухищрения, обман, интриги…
Пьеса «Дамы и гусары» впервые была поставлена во Львове в 1825 году. Ставилась она и на сцене драматического театра Дальневосточного военного округа (наименование театра в то время, прим. ред.) в 70-х годах XX столетия.
— В детстве я очень любил смотреть телевизионные спектакли, - вспоминает Николай Константинович. Одним из них был «Дамы и гусары». Как-то, листая исторические материалы в музее театра ВВО, я наткнулся на фотографии этого спектакля, поставленного в нашем театре в 70-е годы прошлого столетия, тогда и возникло желание поближе познакомиться с этим материалом. Потом, как всегда, отвлекла «текучка», и я забыл об этой пьесе, а пару лет назад, готовя планы новых постановок на ближайшую перспективу, я вновь вспомнил об этой пьесе, и взял ее в работу.
Комедия с неизменным успехом идет на сцене театров мира вот уже 197 лет.
— А что, разве дух рыцарства, благородства, мужественности… современные мужчины подрастеряли? А чувство красоты, умение любить и восхищаться женщиной… и если надо защитить ее честь?! Разве все это забыто сегодня? … Все это есть! И … хочется верить, будет всегда. Мне кажется, все это относится к вечным ценностям, накопленным человечеством за все годы своего существования, - к ответу об актуальности этого материала сегодня. Пьеса написана в стиле комедии фарсово-гротескного характера. Это подтолкнуло меня, как режиссера и всю нашу художественно-постановочную группу, определить концепцию спектакля — как водевиль, а значит, будет много музыки, песен, танцев и пластики.
Действие спектакля происходит в имении майора, где встречаются закоренелые холостяки — гусары, его друзья, и сестры майора, приехавшие с целью женить его на племяннице Софье. Для этого представительницами прекрасного пола сплетены коварные интриги. Но племянница уже давно влюблена в поручика Эдмунда. У Софьи и Эдмунда созревает план — уговорить майора жениться, в последний момент, подменив его на поручика…
— Мой герой, молодой, красивый, пылкий, амбициозный гусар, который влюбляется в девушку Софью, но мать хочет выдать ее за другого человека, поэтому им приходиться идти на некую авантюру. Роль интересна для меня тем, что все это происходит в другой эпохе, а значит — здесь другие принципы, другие понятия любви и чести, — делится исполнитель одной из главных ролей артист театра ВВО Сергей Литвиненко.
Конечно, эта роль и работа над ней мне нравится, как и все другие мои роли, — добавляет артист. Вообще я считаю, первое, что должен сделать актер после того, как его назначили на роль - это влюбить себя в эту роль, в эту пьесу и в этого персонажа, и стать с ним одним целым. По поводу трудностей работы над ролью, ответ очевиден: конечно, это не просто, но это долгий и интересный процесс, который протекает из репетиции в репетицию, каждый раз чем-то дополняясь и додумываясь, чтобы в конечном итоге получился полноценный образ.
Его партнером по сцене и исполнительницей главной роли, как и в жизни, стала актриса театра ВВО Олеся Литвиненко. В своей героине Олеся отмечает следующее:
— Это 18-летняя, хорошо воспитанная девушка, которая слушается маменьку. В то время была эпоха, кто хотел удачнее выдать дочерей замуж, тратили средства на их воспитание и образование.
«Замуж выходят не для любви, а для хорошей жизни «
Софья тайно влюблена в молодого поручика, и вместе, они пытаются что-то придумать, потому что мама сказала, если не за дядю, так за ростовщика пойдешь, но ей, как молодой девушке, хочется за молодого и симпатичного, а не за старика замуж выходить.
В спектакле задействованы артисты театра: Александр Медведев, заслуженная
— Я уже довольно долго, двадцать пять лет, работаю в театре, и практически всех артистов знаю с точки зрения их возможностей. Не буду лукавить, у нас очень сильная в профессиональном плане труппа! И такая же сильная и подготовленная постановочная часть. И заметил еще одну хорошую закономерность: обязательно, кто-то из артистов вдруг раскроется с неожиданной талантливой стороны. Наша работа не исключение, как я уже говорил, я работаю почти со всей труппой, а она у нас просто замечательная.
Николай Константинович подчеркивает, что каждый спектакль — это детище всего коллектива.
— Работа над спектаклем начинается с работы с художником-постановщиком, это твой главный союзник, именно он «строит дом для работы артистов». Дальше, от макета спектакля, эскизов костюмов строиться параллельная работа с артистами и всей постановочной частью. До выхода на сцену целый этап подготовительной работы. Но эта РАБОТА дорогого стоит: меняешься ты сам, вся твоя жизнь сужается до работы над пьесой, работы с артистами, работы с мастерами — декораторами, художниками — бутафорами, костюмерами и швеями. Эта работа не отпускает тебя. Сколько сомнений и недовольства возникает при этом, но еще раз говорю, эта работа дорогого стоит.
Спектакль «Дамы и гусары» не стал исключением, все цеха активно и слаженно подключились к работе, чтобы успеть, все выполнить в срок, к премьере. Платья для дам, костюмы гусар и другие элементы одежды были сшиты собственноручно швеей театра Любовью Колупаевой. Костюмерный цех в лице заведующей костюмерным цехом Натальей Крохун и костюмером Галиной Захаровой занимались реставрацией костюмов и отвечают за подачу костюмов артистам в гримерки. Усы, бороды, бакенбарды, парики подготовила гример-постижер театра Мария Шеловилова. Подбором реквизита занималась Зинаида Греченюк. Драпировщик театра Анна Богодист сшила для гусар пояса, кулисы и ламбрекены для сцены. Огромную работу проделал художественно-бутафорский цех театра — художник-постановщик Полина Кирина, художник-бутафор Антонина Осипова. Для нового спектакля они мастерили бутафорские ружья, сабли, мушкетоны — оружие бравых гусар, делали эполеты (наплечные знаки различия на военной форме, прим. ред.), кивера (кивер — военный головной убор, прим. ред.), изготовили пушку, банник (орудийная принадлежность для очистки орудия от нагара, прим. ред.) и фитиль (веревка, пропитанная горючим и служащая для запала пушки, прим. ред.), барабаны, волчью шкуру волка и голову оленя, украшающие охотничье имение гусар, флагшток, сконструировали лошадей, на которых выезжают лихие гусары, и еще много интересных вещей, которые зритель увидит на сцене.
— Декорация выполнена в павильонном варианте. Три комнаты, по центру двойная лестница, ведущая на балкон в глубине дверь. Сложная по своей конструкции, и вместе с тем безопасная. Все изготовили наши доблестные столяры. Костюмы приближены к исторической эпохе, платья для дам в стиле ампир. Режиссер сказал, что нужны лошади, а какие гусары без лошадей? Изначально хотели просто обозначить, а потом вспомнили про репризу в исполнении советского клоунского дуэта артистов Юрия Никулина и Михаила Шуйдина, решили сделать также, — рассказывает художник-постановщик спектакля Юрий Воронков.
Над танцевальными и пластическими номера спектакля работала с артистами хореограф спектакля — выпускница Приморского краевого колледжа культуры Анастасия Березанская.
Музыкальным оформлением спектакля занимался звукорежиссер театра Андрей Высоцкий, в его задачу входил подбор музыки в единой тематике, далее требовалось скомпоновать, выстроить темпо-ритм. Подготовкой вокальных номеров с артистами занималась педагог по вокалу Виктория Попова. В спектакле прозвучат номера «Умри гусар, но чести не утрать» из кинофильма «Сватовство гусар» и романс «Я уеду», который зрители могли слышать в репертуаре Александра Малинина.
Музыка усиливает эмоциональное воздействие на зрителя, а психо-эмоциональную роль усиливает свет. Осветительную палитру спектакля создавал свето-режиссер театра Сергей Боженко. Все это смогут по достоинству оценить зрители.
В заключение на вопрос о том, что ждете от зрителей, режиссер-постановщик спектакля Николай Столбоушкин ответил:
— … Как всегда, только одного — ПОДДЕРЖКИ!
Увидеть ПРЕМЬЕРУ спектакля «Дамы и гусары» на сцене драматического театра Восточного военного округа вы можете уже в эти выходные, 9 апреля в 18−00 и 10 апреля в 16−00. Продолжительность спектакля — 2 часа (с антрактом). Билеты на спектакль можно приобрести в кассе театра по адресу: ул. Советская, 31 ДОРА или на сайте vl.ru