Суд над главным мостостроителем Приморья, обвиняемым в растрате 407 млн рублей, начался в Уссурийске
Заседание суда над экс-главой «ТМК» Виктором Гребневым началось с ходатайства адвоката о противоречиях в уголовном деле.19 октября 2016. Заседание суда над экс-главой «ТМК» Виктором Гребневым началось с ходатайства адвоката о противоречиях в уголовном деле.
Защита главного мостостроителя Приморья Виктора Гребнева заявила о необходимости пересоставления обвинительного заключения из-за выявленных в уголовном деле существенных противоречий. Суд над экс-руководителем «Тихоокеанской мостостроительной компании», обвиняемым в преднамеренном банкротстве и растрате 407 млн рублей, начался во вторник, 18 сентября, в Уссурийске.
Бывшего депутата Законодательного собрания Приморья и бывшего руководителя департамента промышленности и транспорта Приморского края Виктора Гребнева обвиняют по ч. 4 ст. 160 УК РФ (растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, в особо крупном размере) и ст. 196 УК РФ (преднамеренное банкротство). Прокурор огласила обвинительное заключение и раскрыла подробности уголовного дела.
Следствие полагает, что Гребнев, занимая пост гендиректора ЗАО «ТМК», растратил свыше 407 млн рублей, вверенные ФГУП «Дальспецстрой» на строительство космодрома Восточный.
По версии обвинения, средства мостостроитель тратил для погашения кредитов сторонних компаний (ЗАО «РАСКО» и ООО «Восток Траст»), за что те передали ему вексели. В материалах дела отмечается, что с января 2012 по декабрь 2014 года он совершал «последовательные действия, направленные на преднамеренное банкротство» предприятия. Это выражалось в заключении по завышенным ставкам договоров аренды технических объектов, строительной техники, трехкомнатной квартиры в Уссурийске и автомобиля KIA. Одновременно с этим, заявляет следствие, Гребнев приобрел за счет компании и подарил физлицам семь квартир во Владивостоке и дом в Уссурийске на общую сумму 37 млн рублей.
В результате финансовое состояние «Тихоокеанской мостостроительной компании» ухудшалось и стало неудовлетворительным, пояснила обвинитель на процессе, при этом «обязанный действовать в интересах предприятия» руководитель не обратился в Арбитражный суд с заявлением о банкротстве. В обвинительном заключении несколько раз подчеркивалось, что Гребнев понимал «противоправный характер своих действий», осознавал «наступление умышленной неплатежеспособности» и «желал наступления» ущерба государству и кредиторам.
Прокурор подчеркнула, что в результате действий Гребнева ЗАО «ТМК» остается должно 2 млрд рублей. Среди кредиторов — банки, налоговая служба, «Центр судоремонта „Дальзавод“», департамент дорожного хозяйства Приморья и строительные организации. При этом в зале суда присутствовали лишь представители нескольких банков и ФНС, другие считающиеся пострадавшими структуры проигнорировали заседание.
Экс-глава ЗАО «ТМК» виновным себя не признал, но комментировать предъявленные обвинения не стал. На процесс Виктор Гребнев прибыл в компании двух адвокатов и во время слушания находился с ними за одним столом. 18 мая 2015 года суд избрал ему меру пресечения в виде домашнего ареста.
Менее сдержанным оказался адвокат главного мостостроителя Андрей Конопля. Защитник раскритиковал обвинительное заключение, подчеркнув, что в деле имеются уже прекращенные Арбитражным судом эпизоды по приобретенным у сторонних фирм векселям. Кроме этого он сообщил, что с сентября по декабрь 2014 года Гребнев не работал в компании, а руководившие в это время (Игорь Нестеренко и Сергей Юдин — прим. VL.ru) уже осуждены за совершенные в указанный период преступления. Также защитник отметил, что обвинение в преднамеренном банкротстве не подкреплено расчетной методикой, как положено законом об экспертной деятельности.
Защитник выступил с ходатайством вернуть документы в прокуратуру края для пересоставления заключения в соответствии со статьей 237 уголовно-процессуального кодекса. По его словам, «для уточнения, в чем же конкретно обвиняют Гребнева».
В частности защитник пояснил, что не понимает, почему, если деньги были целевые, ущерб вменяют не «Спецстрою», а собственной компании Гребнева. При этом оправдывался за обвиняемого — без кредитов продолжить возведение саммитовских объектов было невозможно.
«Почти год он строил государству российскому, и за то теперь государство в лице гособвинителя говорит: „Ай-яй-яй… В тюрьму давай“. Глупость неимоверная. Но именно так сформулировано гособвинение в этой части. На предварительном заседании именно в этой части мы просили вернуть дело прокурору. На наш взгляд, невозможно не то что правосудие, а вынесение какого-либо решения», — отметил Андрей Конопля.
Защитник Гребнева назвал обвинение «абсурдным», а дело — «ангажированным». «Обычный хозяйственный спор, переросший за счет силовиков в новое уголовное преследование — вот чем мы с вами будем заниматься», — пояснил Андрей Конопля.
Гособвинитель ответила, что не видит оснований для возвращения материалов на доработку, заявив, что противоречия, если они есть, стоит рассмотреть в ходе судебных слушаний. Судья объявил перерыв для рассмотрения ходатайства. Слушания продолжатся в среду, 19 октября.
Ранее директор «ТМК» Игорь Нестеренко приговорен к 3 годам и 3 месяцам лишения свободы, а председатель совета директоров Сергей Юдин осужден на 3 года и 4 месяца лишения свободы со штрафом 1 млн рублей за организацию мошенничества.
Напомним, Виктор Гребнев возглавлял ЗАО «ТМК» с 2006 года по 2014-й. В феврале 2015 года он возглавил краевой департамент промышленности, покинув пост председателя комитета Законодательного собрания по экономической политике и собственности. В апреле он сложил с себя полномочия в связи с расследованием уголовного дела о злоупотреблении полномочиями в ЗАО «ТМК». По решению суда Гребнев признан банкротом.