В Уссурийске транспортные полицейские узнали из уст ликвидатора Чернобыльской аварии, какой след она оставила в его жизни
В эти апрельские дни, когда весь мир вспоминает одну из самых страшных техногенных катастроф XX века, случившуюся 26 апреля 1986 года в результате аварии на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС, транспортные полицейские ЛО МВД России на ст.Уссурийск пригласили к себе в гости очевидца тех событий и непосредственного участника ликвидации катастрофы, бывшего военного летчика, полковника авиации в отставке, кавалера ордена «Мужества» Валерия Васильевича Храновского.28 апреля 2016. В эти апрельские дни, когда весь мир вспоминает одну из самых страшных техногенных катастроф XX века, случившуюся 26 апреля 1986 года в результате аварии на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС, транспортные полицейские ЛО МВД России на ст. Уссурийск пригласили к себе в гости очевидца тех событий и непосредственного участника ликвидации катастрофы, бывшего военного летчика, полковника авиации в отставке, кавалера ордена «Мужества» Валерия Васильевича Храновского.
— 1986 году я проходил службу в Кишиневе в качестве офицера штаба управления боевой авиацией ставки советских войск на Юго-Западном направлении. 27 апреля от своих коллег узнал, что в Чернобыле произошел пожар на АЭС. Другой информации не было. И только 3−4 мая до нас докатились сведения о взрывах на атомном реакторе. Киевляне о трагедии узнали только 9 мая. 20 мая мое командование направило меня в Киев, оттуда вертолетом я был переброшен в Припять, где на следующий день вошел в группу управления военной авиации в зоне катастрофы, — рассказывает Валерий Васильевич.
— В первый день пребывания в зоне ЧС бросилось в глаза полное отсутствие птиц. Когда с московскими академиками мы облетывали территорию АЭС, то сверху я видел на земле огромный, шириной более двух километров, коричнево-серый след мертвых растений, который тянулся через поля, рощи и леса до горизонта. Это сильно шокировало.
Моя командировка в Чернобыль была рассчитана на 10 суток, но пробыть там пришлось на восемь дней больше. Обеспечивал координацию вылетов и нахождения наших военных вертолетов, как в зоне катастрофы, так и на подходе к ней. Многие, наверное, помнят кадры кинохроники, когда вертолеты с огромными конусообразными емкостями, прикрепленными на длинных тросах, сбрасывали сверху на реактор защитные материалы и тонны обеззараживающих растворов. Так вот, летчикам приходилось иногда дольше положенного крутиться над опасными объектами, чтобы точно сбросить в нужное место содержимое из, болтающихся под вертолетами, трехтонных ВСУ — водоспускных устройств. Понятно, что в эти минуты экипажи хватали излишние дозы радиоактивного излучения. Что это значит? Например, у меня, через полгода после пребывания в зоне катастрофы, стали разрушаться зубы, а через три года я лишился их всех, хотя считается, что зубы — самые твердые кости в человеческом организме. Слава Богу, в остальном гены меня не подвели. Сегодня мне 69 лет, чувствую себя неплохо. Выручает спортивная армейская закалка.
Среди наблюдений в Чернобыле есть у меня одно — памятное. Когда выводили людей из Припяти, где жили сотрудники атомной станции и обслуживающих подразделений — в основном молодые семьи, — то девушкам, которые находились на небольших сроках беременности, специалисты советовали прервать ее. Если б вы видели глаза этих убитых горем женщин, мечтавших стать мамами!
Коварство невидимой радиации я наблюдал каждый день своего пребывания
Сегодня я уверенно могу сказать, что, несмотря на смертельную опасность, те, кто был задействован в ликвидации последствий аварии, работали самоотверженно, героически. 300 тысяч солдат. Столько же — добровольцев. Вся страна, все республики бросились на ликвидацию. Убирали вручную смертоносные частицы реактора. Снимали зараженный асфальт, стелили новый. Засыпали реактор, охлаждали, укрепляли, деактивировали. Строили защитный саркофаг. Мне очень жаль тех, кто пострадал в Чернобыле! Я преклоняюсь перед людьми, вступившими в борьбу со страшной угрозой.
Сам Валерий Васильевич был награжден орденом «Мужества» через 15 лет после трагедии. Государство, хотя и с задержкой, но по достоинству оценило его подвиг. Ветеран на встрече с транспортными полицейскими Уссурийска поведал еще не мало интересных и поучительных историй из жизни ликвидаторов и своей службы, вызвав интерес к событиям 30-летней давности и уважение к участникам ликвидации Чернобыльской аварии.
Начальник ЛО МВД России на ст. Уссурийск подполковник полиции Евгений Майборода поблагодарил ветерана за содержательный встречу с личным составом своего подразделения и пожелал гостю крепкого здоровья и долгих лет жизни.